Об исследовании PIRLS
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это международное сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA. Национальным координатором реализации исследования PIRLS в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».
Цель:
Сопоставление уровня навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявление различий в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.
Область оценивания:
Оцениваются два вида чтения, которые чаще других используются учащимися во время учебных занятий и вне школы: чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации.
В соответствии с концептуальными положениями исследования при чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются четыре группы читательских умений:
Периодичность проведения:
Исследование проводится один раз в 5 лет и к настоящему моменту проведены четыре цикла: в 2001 г. (35 стран), 2006 г. (40 стран), 2011 г. (49 стран), 2016 г. (50 стран). В 2016 году в исследовании приняли участие 4577 выпускников начальной школы из 206 образовательных организаций 42 регионов Российской Федерации.
Текущий цикл:
В Российской Федерации работы по исследованию PIRLS, в том числе вторичный анализ результатов, подготовка рекомендаций по совершенствованию обучения в начальной школе, анализ международных подходов к оценке читательской грамотности, разработка заданий для включения в международную базу заданий исследования проводятся в течение 2018 года.
Основные результаты:
В цикле исследования PIRLS-2011 Российская Федерация заняла 2 место по читательской грамотности четвероклассников среди 49 стран-участниц. В последнем цикле исследования PIRLS-2016 Российская Федерация заняла 1 место по читательской грамотности четвероклассников среди 50 стран-участниц с результатом в 581 балл, что статистически значимо выше среднего значения по шкале, которое составляет 500 баллов.